Диагностика топливной системы - тест "Баланс форсунок"
Тест "Баланс форсунок" предназначен для выявления забитых и неисправных форсунок. Тест основан на оценке пульсаций давления в топливной системе при работе форсунок.
Чаще всего встречается два типа топливных систем:
- Система с РДТ, установленным на топливной рампе
Топливная система с РДТ, установленном на рампе:
1. Регулятор давления топлива (РДТ)
2. Вакуумный патрубок РДТ
3. Форсунка
4. Топливная рампа
5. Впускной коллектор
6. Патрубок слива избыточного топлива
7. Топливный патрубок высокого давления (~3 бар)
8. Топливный насос
9. Топливный фильтр
10. Топливный бак
К топливной рампе подведено два патрубка: первый - подача топлива, второй - слив избыточного топлива. Регулятор давления представляет собой мембранный регулятор избыточного давления, поддерживающий давление топлива на уровне 3 бар. Избыток топлива возвращается через регулятор давления по трубке обратного слива топлива в топливный бак.
- Система с РДТ, установленном на топливном насосе в баке
Топливная система с РДТ, установленном в баке:
1. Форсунка
2. Топливная рампа
3. Впускной коллектор
4. Топливный патрубок высокого давления
5. Топливный насос с встроенным РДТ
6. фильтр
7. Топливный бак
Установочное положение топливопровода высокого давления, регулятора давления и форсунок зависит от конструкции конкретного двигателя. Топливный насос расположен в топливном баке и подает топливо под давлением не менее 3 бар. Топливо поступает из топливного бака в топливопровод высокого давления, откуда оно равномерно распределяются топливной рампой по четырем форсункам. Количество впрыскиваемого топлива зависит от времени открытия форсунки.
Регулятор давления установлен с одного конца топливопровода высокого давления. Непосредственная связь регулятора давления с впускным коллектором обеспечивает поддержание постоянной разницы между давлением во впускном коллекторе и давлением топлива. Таким образом, количество впрыскиваемого топлива не зависит от давления во впускном коллекторе и зависит только от времени открытия форсунок.
Функция РДТ – поддержание постоянного давления в топливной системе. Однако, при открытии форсунки давление в системе скачкообразно падает, затем плавно восстанавливается. Следовательно, существует прямая зависимость: чем больше скачек при сбросе топлива – тем больше расход топлива через форсунку. Логично сделать вывод, что сравнивая пульсации давления с разных форсунок, можно оценить их состояние. Отследить эти пульсации манометром не представляется возможным из-за его инерционности.
Изменение давления можно отследить по деформации патрубков. Специально для этих целей был разработан датчик вибрации. Он устанавливается на топливоподводящий патрубок и регистрирует его деформацию.
Установка датчика на топливную систему с РДТ
Классический внешний вид топливной системы с РДТ на рампе:
1. Топливная форсунка
2. Электрический разъем форсунки
3. Проводка форсунок
4. Патрубок подачи топлива (высокое давление)
5. Патрубок возврата топлива в бак (низкое давление)
6. Регулятор давления топлива (РДТ)
7. Вакуумный патрубок РДТ
Датчик необходимо устанавливать на топливоподводящий патрубок. Предварительно место установки очистить от мусора и маслянистых отложений.
Датчик расположить так, чтобы трубка находилась между V-образной деталью датчика и прижимным винтом. Прижимной винт должен слегка касаться трубки.
Обратить внимание, датчик должен находиться как можно ближе к топливной рампе, но не ближе чем 2..3 см от края штуцера рампы.
Проверить, чтобы корпус датчика не касался посторонних патрубков и проводов, провернуть прижимной винт еще на 1,5...2 оборота. При монтаже датчика не нужно прикладывать большие усилия, так как это может привести к повреждению топливопровода. Чувствительность датчика не зависит от силы затяжки прижимного винта.
Подключить датчик к мотор-тестеру к любому из аналоговых каналов, например, к 6-му. Если при максимальной чувствительности амплитуда сигнала слишком мала, то можно воспользоваться дополнительным аппаратным усилителем х5 8-го канала.
Емкостной датчик первого цилиндра (Сх1) подключить к высоковольтному проводу первого цилиндра
Для бессливных рамп подключение датчика вибрации проводить по тому же принципу.
Настройки мотор-тестера
Включить два канала: аналоговый, к которому подключен датчик, и логический канал. Для логического канала выбирать автоматическую настройку. Аналоговый канал настраиваем на диапазон 0,1…0,2 В. Для резиновых патрубков необходима меньшая чувствительность, для пластиковых – большая. Развертка - 10…50 КГц.
Осциллограмму записывать при полностью прогретом двигателе, работающем на холостом ходу.
Осциллограмма пульсаций давления в топливной рампе:
1ф – пульсация 1-ой форсунки
2ф - 2-ой форсунки
3ф - 3-ей форсунки
4ф - 4-ой форсунки
Сх1 – момент искры в первом цилиндре.
Высота каждого импульса соответствует пропускной способности форсунки. Чем ниже вершинка импульса тем больше топлива впрыснула форсунка.
Пример осциллограммы с того же автомобиля ДО промывки форсунок
Проверка на стенде показала, что 3я форсунка забита частично, 1ая - практически полностью.
Автор: Евгений Куришко
ПОИСК
Партнеры АДИСА
Кто на сайте
Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте