С чего начинается диагностика (О мотор-тестерах)


Любой механик, если, конечно, он не гений или смельчак, начнет свою профессиональную диагностическую деятельность с "Жигуля", а не "Мерседеса". Так вот, любимый многими работниками автосервисов сканер может работать только с десятым семейством "Жигулей": у предыдущих просто нет электронного управления и некуда прибор подключать. Мотор-тестер же можно подключить даже к автомобилю начала 20 века. Здесь мы имеем дело с физическими процессами, обладающими определенными поддающимися измерению параметрами. С помощью мотор-тестера можно обнаружить неисправность даже в самой сложной электронной системе управления. Трудоемко, требует больших знаний, опыта и незаменимо. Если же вы обладаете каким-то набором знаний и опытом, но у вас в наличии только сканер, выражаю соболезнования. Возможности сканера ограничены заложенными в него функциями. В случае же использования мотор-тестера даже простейшей комплектации, ограничения накладываете вы сами. Вы измерили какую-то величину, причем можно измерить их очень много, набрали статистику за определенное время. Потом вы, анализируя, сопоставляете данные и делаете какой-то вывод.
Давайте отложим мои претензии к сканерам и их обладателям до следующего номера. Сейчас "звездой балета" будет мотор-тестер. И вы получите о нем максимально возможное количество информации, ограниченное только объемом отведенного для материала места.

Известно, что наука начинается с измерений. Диагностика двигателя уже претендует на звание самостоятельной науки. Кстати, возникла она, как только появились измерительные приборы. А первые приборы для измерения электрических параметров двигателя появились тогда, когда автомобили начали активно оснащать электрическими системами. Получается, что приборы вошли в жизнь автомобилей примерно одновременно с появлением бортовой сети с ее характерными компонентами: аккумуляторной батареей, стартером и генератором, системой искрового зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем. Приборы умели измерять частоту вращения коленчатого вала (обороты двигателя), угол замкнутого состояния контактов прерывателя, напряжение в разных точках (в том числе на прерывателе), переменную составляющую пульсаций генератора и другие. По сути, это были немного видоизмененные амперметры, вольтметры и тахометры. Позже в составе автомобильного измерительного комплекса появился осциллоскоп (или осциллограф) и стало возможным наблюдать или регистрировать форму быстротекущих процессов: изменение напряжения в первичной цепи системы зажигания, кривую высоковольтного разряда и так далее. Однако наличие этого мощного измерительного средства не превратило измерительный комплекс в мотор-тестер.

Углубляться в историю - пылью обрастать, поэтому предлагаю на этом этапе остановиться и вернуться в наши дни. Сегодня у нас есть мотор-тестер. Правда, может случиться, что вам подсунут за 50 у.е. "коробочку" с жидкокристаллическим дисплеем, сказав, что это, де, настоящий мотор-тестер. Чтобы вывести на "чистую воду" продавца, спросите его, какие функции выполняет чудо-ящик. И вы убедитесь, что это в лучшем случае обычный мультиметр.
Сначала поговорим о терминах и сразу перейдем к функциям: тогда ни один продавец не сможет вас обмануть, предлагая псевдо мотор-тестер.
Специализированные автодиагностические сайты оперируют минимум пятью терминами. Мотор-тестер, тестер-сканер, анализатор работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания), микротестер, осциллограф автомобиля и осциллоскоп. Если рассмотреть назначение этих приборов, то оно зачастую бывает разным, хотя само понятие "тестер" звучит почти везде. При этом прибор, который называется тестер-сканер - это тоже мотор-тестер, но по своей сути этот прибор является программным сканером. В то же время мотор-тестер и анализатор работы ДВС - по сути один и тот же прибор, а именно мотор-тестер. Называть прибор осциллоскопом неграмотно с технической точки зрения, так как осциллоскоп - это осциллограф с определенными функциями. Осциллоскоп малоприменим в работе с электрическими цепями или электрическими сигналами автомобиля, то есть это прибор, который предназначен для фиксации одного отдельного импульса и в практике диагностики осциллоскоп не применяется. Просто откуда-то название пришло и появилось в рекламных материалах.
Мотор-тестер позволяет одновременно измерять большое количество электрических сигналов в любых электроцепях, включая высоковольтные. Также он вполне в состоянии отображать форму и характер изменения этих сигналов во времени в режиме осциллоскопа или осциллографа. И еще мотор-тестер способен оказывать на двигатель испытательные воздействия и на основании анализа его реакции можно сделать вывод о состоянии двигательной механики.
Мотор-тестер - прибор универсальный, его можно продуктивно использовать для исследования бензиновых двигателей всех типов как карбюраторных, так и инжекторных, оборудованных различными системами зажигания, имеющих систему самодиагностики и без таковой. Это и дает полное основание специалистам относить мотор-тестеры к "фундаментальным" средствам диагностики.
Перечислю, какие функции должен нести в себе мотор-тестер в идеале.Мотор-тестер как диагностический инструмент должен выполнять функцию осциллографа. Осциллограф - прибор, который позволяет увидеть форму импульсного напряжения или тока и измерить его параметры. Вторая группа функций, которая отличает мотор-тестер от обычного осциллографа, это расчетные функции. С их помощью производят расчеты на основании снятых с двигателя параметров. Примером такого расчета может быть баланс мощности, эффективность по цилиндрам…Третья функция - это измерение неэлектрических сигналов, к которым следует отнести в первую очередь давление. Если этот же прибор умеет измерять неэлектрические физические величины, такие как давление, а в конкретном случае компрессия и умеет их комплексировать с электрическими сигналами, только тогда прибор может называться мотор-тестером. В противном случае это может быть просто осциллограф широкого применения, то есть можно взять осциллограф, никак не связанный с автомобилем и использовать его для анализа электрических сигналов в машине, но это не будет мотор-тестер. Можно в любом компьютере прописать небольшую программку, которая будет высчитывать баланс мощности по заданным параметрам, это опять будет просто программка, но не мотор-тестер. Есть приборы, которые измеряют компрессию. Объединенные аппаратно (то есть проводами), программно в единый комплекс - они образуют мотор-тестер.

Теперь о классификации мотор-тестеров. Существуют мотор-тестеры, различные по своей конструкции, по возможностям и по цене. При делении мотор-тестеров на группы, нужно обозначить критерии деления. Делить мотор-тестеры можно, по конструкции, функциональности и по стране-производителю.
По конструкции мотор-тестеры бывают стационарные, или консольные и мобильные, или "ручные".
Мобильные представляют собой наиболее простой вариант, зачастую они не обладают необходимым для серьезных диагностических работ набором функций.
Консольные же мотор-тестеры - это серьезные стационарные приборы, оформленные в виде "кабинета" - стойки на колесиках. Свое название они получили из-за непременного наличия характерной поворотной, консольно расположенной штанги, используемой для приближения измерительных кабелей к различным точкам двигателя.

Консольные мотортестеры характеризуются высокой степенью оснащенности с аппаратной точки зрения. Они максимально оборудованы датчиками, адаптерами, дополнительными измерительными приборами. В их комплектации, например, можно обнаружить различные бесконтактные датчики тока, датчики температуры, датчики давления (разрежения), комплекты кабелей для работы с индивидуальными катушками зажигания различной конфигурации. Как правило, в состав консольных мотор-тестеров входит качественный четырехкомпонентный газоанализатор, предусмотрено устройство вывода информации на печать. К качеству программного продукта претензий быть не может. А это значит, что гарантированы скорость и точность обработки диагностических параметров, способность сохранять результаты в памяти, обширная база данных практически по всем маркам автомобилей. Помимо этого, программное обеспечение таких мотор-тестеров содержит так называемую экспертную систему.
Экспертная система - это совокупность базы эталонных значений параметров и допусков различных двигателей и алгоритма поиска неисправностей. Работа экспертной системы состоит из двух этапов. На первом она сравнивает результаты измерений ряда параметров с их эталонными значениями для данного типа двигателя, хранящимися в базе. На втором - анализирует имеющиеся отклонения и либо сразу указывает на неисправность, либо рекомендует оператору выполнить определенную последовательность действий. Они подразумевают проведение дополнительных проверок двигателя или его системы для вынесения окончательного диагноза.
Высокая стоимость - один из главных недостатков стационарных мотор-тестеров. Также "минусом" является то, что невозможно тестировать мотор под нагрузкой, в движении, когда наиболее ярко проявляются некоторые неисправности. В остальном - это самые совершенные приборы.
Перейдем к главному вопросу - функциональности приборов. Осциллограф представлен практически в любых модификациях мотор-тестера. Даже самого низкого уровня мотор-тестер содержит в себе осциллограф. Функции, связанные с измерением баланса мощности, эффективности по цилиндрам. Также есть всякие расчетные программы. Перечисленные функции есть не у всех мотор-тестеров. Есть мотор-тестеры, которые в принципе ограничиваются большими техническими добавками и осциллографом. И совсем редко встречается функция измерения неэлектрических величин. Есть у немногих, и только стационарных мотор-тестеров. Ни у одного мобильного этой функции нет.
По производству приборы делятся на импортные (большой перечень) и отечественные (небольшой перечень). На первом месте стоят мотор-тестеры, которые производятся такими известными фирмами, как "Sun Electric", выпускающая мотортестер SMP 4000 и "Robert Bosch", модель FSA 560. Обе модели предлагаются на российском рынке. Известные до недавнего времени американские производители - фирмы "Bear" и "Alien" прекратили выпуск такого оборудования. Спрос на дорогую технику невелик даже в богатой Америке.
Это зарубежные приборы. Они очень дорогие (от 20 тысяч у.е.), очень функциональные и их рекомендуют применять в качестве дилерских приборов производители автомобилей. Но пригодны ли они для применения в неавторизованном сервисе - это уже вопрос серьезный по причине высокой цены и проблематичности окупаемости.
Вторая группа - отечественные. Менее известны, даже в кругу специалистов. Если рассматривать по конструкции, среди импортных много и стационарных и мобильных мотор-тестеров. Среди отечественных большинство консольных. И если отнести прибор белорусского производства к отечественным, то есть один мобильный мотор-тестер на нашем рынке.
В Новгороде, в Санкт-Петербурге есть производители консольных мотор-тестеров. Отечественные мотор-тестеры в зависимости от комплектации и фирмы-производителя стоят от двух до десяти тысяч у.е. Все они консольные, сделаны на базе ПК, с мультиплексором - устройство согласования автомобиля с компьютером и, самое главное, с комплектом датчиков, которые подключаются к автомобилю. Чем отличаются друг от друга российские мотор-тестеры? Некоторые не могут быть установлены на любой компьютер, должен быть компьютер, который переделал тот же производитель. Потому и цена вырастает. И базовый комплект у них не включает датчики. Такой стоит 6 тысяч у.е. Другой мотор-тестер может не требовать специального компьютера, но в комплект входят датчики и мультиплексор.
Еще есть приборы, которые называются мотор-тестерами, причем мобильные отечественного производства. Отличаются тем, что, фактически, ограничены функциями осциллографа. Они недорогие, зато и не функциональные. Профессиональные диагносты предпочитают заплатить больше, чтобы получить функциональность.
Недорого стоят мобильные импортные мотор-тестеры, производимые в Юго-Восточной Азии. Эти мотор-тестеры зачастую конструктивно объединены со сканерами. Примером могут служить китайские, корейские приборы. Это маленькие приборчики, которые объединяют в себе определенные вычислительные функции. Они сравнительно недорогие. В комплексе со сканером стоят порядка 5 тысяч у.е., без сканера - 2,5 тысячи у.е. Такие приборы на рынке присутствуют несколько лет и ими уже успели обзавестись многие даже не навороченные сервисы.
Давайте поговорим о проблемах. По некоторым оценкам, автосервисов в Москве 14 тысяч. Сегодня во многих автосервисах стоят мотор-тестеры. По экспертным оценкам, минимум 25% сервисов имеют в своем распоряжении хоть какие-то мотор-тестеры. Дилерские центры оснащаются дорогими мотор-тестерами. Простые автосервисы, случается, используют для диагностики осциллографы из школьной лаборатории.
Поскольку мотор-тестер по сути своей измерительный прибор, то есть инструмент, то очень большое значение при его использовании имеет интерпретация полученных измерений. Мотор-тестер ничего не подсказывает, может только измерять физические величины, может их как-то пересчитать и изобразить графически, но не более. Дорогие мотор-тестеры импортного производства (Bosh, Sun, Herman) включают в себя компьютерную экспертную систему. Это сложная программа, содержащая огромное количество информации. Остальные мотор-тестеры, даже некоторые из европейских стран, например, Италии и Чехи, не содержат такой программы. И экспертную систему должен заменить специалист, который работает с мотор-тестером. Тут начинаются проблемы. Специалистов в данной области фактически никто не готовит. Даже при желании заняться самообразованием придется приложить усилия по поиску пособий, ведь существует масса методик, между собой никак не связанных. Зачастую люди вырывают куски из экспертных систем, ломая их. Потом переводят со словарем, ведь программы англоязычные. В тесном кругу информация циркулирует, люди друг у друга учатся. По экспертным оценкам, настоящих диагностов, владеющих методиками, не более 25% от служащих 25% сервисов, которые располагают мотор-тестерами. Несколько компаний в Москве, занимающихся мотор-тестерами, проводят курсы занятий по подготовке автодиагностов. Существует также Московский учебный центр. При некоторых институтах устраивают курсы по ликбезу в области автодиагностики. На курсах предлагают практические занятия на действующем оборудовании. Кстати, мотор-тестер - самое сложное оборудование в смысле подготовки специалистов.
На прощание могу посоветовать поскорее приобщиться к тем, кто умеет обращаться с мотор-тестерами. Если же вы уже все умеете, могу только за вас порадоваться.


 

ПОИСК

Партнеры АДИСА

Кто на сайте

Сейчас 8 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования